Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Средняя школа № 43 г. Гомеля»

ул. Жукова, 46а, 246036, г. Гомель
тел. 35-90-28
sovroo-sch43@sovroo.gorodgomel.by

Поиск информации
Фотогалерея

Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи

«Шаг навстречу друг другу тех, кто учит, и тех, кто учится»


Школьная служба медиации

Школа – это важное связующие звено от детского возраста к молодости и зрелости, от того, как научатся дети общаться друг с другом и представителями других поколений зависит, как они смогут общаться, став взрослыми.

В нашей школе создана ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ШСМ), целью которой является урегулирование школьных конфликтов, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов, повышение уровня правосознания всех участников образовательного процесса.


О медиации

Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.

Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации.

Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.

Медиатор – посредник, нейтральная и беспристрастная сторона.

Медиация имеет целый ряд плюсов. Самым главным плюсом является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены.

Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.

Особое место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или, когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).

Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы и сами дети, чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.

Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.

Школьный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.

Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!!!


Алгоритм работы школьной службы медиации

Ведение документации

1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указываются имена учащихся-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны.

2. По окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительный договор (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны).

3. Администрация школы совместно с руководителем службы, учащимися-медиаторами принимают решение о времени проведения медиативных встреч. Учащиеся-медиаторы приглашают конфликтующих учащихся на примирительные встречи по вторникам и четвергам после уроков (согласно школьному расписанию).

4. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта.

 5. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, учащихся-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой.

6. Взаимодействие с ИДН и педсоветом

6.1. администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом ШСМ;

6.2. администрация школы содействует ШСМ в налаживании взаимодействия с социальными службами (ИДН);

6.3. в сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией).

7. Организация рекламы

7.1. команда ШСМ (руководитель службы, учащиеся-медиаторы) создает, изготавливает и распространяет в пределах школы визитные карточки ШСМ;

7.2. ознакомление с технологией, проведением и применением медиации проходит на семинарах для педагогов школы, родительских собраниях, классных часах для учащихся.

Педагоги и служба примирения

              ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.

Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь

развитию учащихся.

Происходит восстановление душевного равновесия в школе.

Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных

отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования

 и воспитания, социализации учащихся.

Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.

Укрепляется роль школьного самоуправления.

Алгоритм работы школьной службы медиации
Ведение документации
1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указываются имена учащихся-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны.
2. По окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительный договор (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны).
3. Администрация школы совместно с руководителем службы, учащимися-медиаторами принимают решение о времени проведения медиативных встреч. Учащиеся-медиаторы приглашают конфликтующих учащихся на примирительные встречи по вторникам и четвергам после уроков (согласно школьному расписанию).
4. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта.
5. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, учащихся-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой.
6. Взаимодействие с ИДН и педсоветом
6.1. администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом ШСМ;
6.2. администрация школы содействует ШСМ в налаживании взаимодействия с социальными службами (ИДН);
6.3. в сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией).
7. Организация рекламы
7.1. команда ШСМ (руководитель службы, учащиеся-медиаторы) создает, изготавливает и распространяет в пределах школы визитные карточки ШСМ;
7.2. ознакомление с технологией, проведением и применением медиации проходит на семинарах для педагогов школы, родительских собраниях, классных часах для учащихся.



Родители и служба примирения

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).

Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.

Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.

Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.


Презентация о школьной службе медиации


 
 
Интернет-портал
Президента
Республики Беларусь

Национальный правовой
интернет-портал
 





Гомельский городской
 исполнительный комитет



 
  

 

 
      
Управление образования 
Гомельского городского
исполнительного комитета

     
 





        

  
 

               
Белорусская государственная
орденов Октябрьской Революции
и Трудового Красного Знамени
сельскохозяйственная академия
 



Факультет довузовской подготовки
 УО"Гомельский государственный
технический университет им.П.О.Сухого"








БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
 

Создание сайтов в Гомеле.