Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Средняя школа № 43 г. Гомеля»

ул. Жукова, 46а, 246036, г. Гомель
тел. 35-90-14, 35-90-26
sovroo-sch43@sovroo.gorodgomel.by

Поиск информации
Фотогалерея

Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи

«Шаг навстречу друг другу тех, кто учит, и тех, кто учится»

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Цель и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»

Учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи

Консультации

 

Соснок Любовь Александровна – учитель-дефектолог  первой категории

Консультации: понедельник  16.45 – 17.00, каб.406

 

Полезные ссылки

Памятка о ГГЦКРОиР для родителей

Уважаемые родители!

Если у вас есть даже незначительные сомнения по поводу уровня развития речи вашего ребенка, а тем более, если вы четко видите недостатки в его речевом развитии, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Вам необходимо обратиться за консультацией к специалистам для получения (в случае необходимости) коррекционно-педагогической помощи.

Такую консультацию вы можете получить:

  • в пункте коррекционно-педагогической помощи на базе вашего детского сада;
  • у логопеда детской поликлиники по месту жительства;
  • в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ГГЦКРОиР).

Район нашей школы обслуживает  ГГЦКРОиР  по адресу:ул.Кожара,13

Обращаем ваше внимание, что зачисление ребенка в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (учителем-логопедом)  осуществляется только по заключению ГГЦКРОиР,т.е. необходимо прохождение (после предварительной записи) ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Запись на ПМПК по телефону: 8 0232605790     80232601764

Согласно Положению о ЦКРОиР психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребенка.

Законные представители предоставляют на ПМПК следующие документы:

  • Выписку из медицинских документов формы 1 мед/у -10 из неё 2 графы (выдает педиатр)

1.Анамнез

2.Заключения специалистов (ЛОР, окулист, психиатр, логопед)

  • Педагогическую характеристику (представляется учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок)
  • Образцы письменных работ по русскому языку, математике (для учащихся), для дошкольников - образцы самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, штриховки, аппликации и т.п.)

Необходимую информацию вы можете получить у учителя-дефектолога школы в каб.4-6

Алгоритм действия при определении образовательного маршрута ребенка с ОПФР.

Выбор образовательного маршрута

Если у вашего ребенка Вы заметили трудности в обучении, взаимодействии с другими детьми, нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций, то эта информация для Вас.

Последовательность действий при определении или уточнении образовательного маршрута:

Этап

Специалисты

Временной интервал

1. Выявление трудностей в обучении, взаимодействий с другими детьми, нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций.

Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог)

Первый год обучения

(желательно)

2. Беседа с родителями.

Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог, администрация)

 

3. Консультация врача-психоневролога, психиатра.

Проходят у врача по месту жительства

 

 

4. Запись на ПМПК по телефону. 
Сбор пакета документов для прохождения ПМПК: (характеристика с места учебы, выписка из истории развития ребенка, осмотр врачей: отоларинголога, офтальмолога, психиатра, логопеда;  образцы продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по математике и языкам).

Учитель класса, законные представители.

 

5. Консультация в условиях ПМПК Центра.

В случае несогласия с заключением оформляется письменный отказ, и ребенок продолжает обучение по программе общеобразовательной школы. Коррекционную помощь не получает. Законные представители ребенка могут обратиться за консультацией в Гомельский городской ЦКРОиР для решения спорного вопроса.

В случае согласия с предложенной программой и формой обучения, оформляется письменное согласие.

Ребенок получает образование в соответствии с рекомендациями.

Законные представители, специалисты Центра

апрель-май

7.Сообщение законным представителям детей о месте обучения ребенка.
Информация находится в управлении образования, в Центре, в CШ, где ранее обучался ребенок.

Специалисты УО, центра

август

 

Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого - медико-педагогической комиссии.

Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

 

Ребенок учится говорить…

Ребенок не говорит, ребенок говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по разному: одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний малыш не может составит простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их чадо догонит сверстников, заговорит сам, «перерастет». И очень сильно ошибаются. Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает его эмоционально – психическое состояние. Учась говорить, ребенок учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Нарушение одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

·        общее недоразвитие речи;

·        нарушение памяти;

·        низкую концентрацию внимания;

·        нарушение словесно-логического мышления.

Однако если вовремя помочь ребенку, создать условия для развития его речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Необходимо помнить, что при нормальном речевом развитии не позднее, чем к 5-6 годам ребенок овладевает правильным произношением всех звуков. Если этого не произошло, то говорят о недостатках звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Нарушения звукопроизношение проявляются в трех вариантах:

·         Полное отсутствие звука в речи ребенка;

·         Полная замена одного звука другим;

·         Искаженное произношение звука.

Остановимся на основных причинах, которые могут помешать ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношение.

1) Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха): мишка-миска, рак-лак, бочка-дочка, кол-гол, коза-коса, том-сом, Даша-дача, свет-цвет, гроза-глаза, грачи-врачи, буфет-букет и т.д.

2) Выраженные анатомические нарушения речевых органах:

·        неправильное строение челюстей и зубов;

·        слишком большой или маленький язык;

·        короткая подъязычная связка, расщелина верхней губы.

3) Недостаточная подвижность губ и языка:

·       невозможность вытянуть губы в перед;

·       ассиметричность улыбки;

·       невозможность распластать язык во рту;

·       сделать его широким, уклонение языка в сторону;

·       при высовывании, невозможность поднять кончик языка к      верхней губе без помощи нижней;

·       невозможность удерживать высунутый язык в спокойном состоянии.

(В данном случае очень важно своевременно проконсультироваться у невропатолога).

4) отсутствие правильного образца речи для подражания («сюсюкание» с ребенком, неправильное звукопроизношение у родителей).

Во многих случаях у одного ребенка могут наблюдаться одновременно две или даже несколько причин, что еще больше отяжеляет общую картину речевого развития.

 

Уважаемые родители!!! Помните, что научить правильной речи и исправить ее недостатки необходимо в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности детей дошкольного возраста:

·         высокая пластичность мозга, т.е., способность быстро и легко переключатся на новые замыкания и так же преодолевать последствия их нарушений. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослым;

·         способность ребенка любые занятия превращать в игру;

·         любовь детей к звука речи и стремление овладеть ими;

·         непрочность ошибочных речевых навыков. Нарушения речи еще не приобрели устойчивый характер и поэтому могут быть относительно легко исправлены.

 

Нарушение письменной речи…

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее своих сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слито, из од­ного слова сделать два: ок и но— окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает не­гативное отношение к письму, к предмету, к школе. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необхо­димо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

 

Охрана органов речи…

Если ребенок часто переспрашивает, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от прослушивания сказок и к тому же плохо говорит, необходимо обязательно обратится к врачу.

В случаи искривления зубов необходимо обратится к стоматологу -выравнивать неправильный прикус.

Важно своевременно лечить и удалять разращение аденоидов, лечить болезни, затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.

Чтобы предотвратить расстройства голоса у детей, необходимо следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки, не пели на холоде. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребенка становится глуховатым, сиплым, маловыразительным.

 

В семье растет малыш

Ранний и дошкольный возраст-это период интенсивного развития и особых возможностей центральной нервной системы ребенка. Не для кого не секрет, что дети развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития малыша.

Необходимо помнить, что важная роль в раннем возрасте принадлежит так же и двигательному развитию малыша. В течение первых лет жизни интеллект ребенка проявляется главным образом в действии. В связи с этим необходимы условия для постоянного приобретения ребенком сенсомоторного опыта в процессе исследования окружающих предметов. Интеллектуальное развитие ребенка взаимосвязано с эмоциональным, эмоциональность в свою очередь является “фундаментом” умственного развития.

Одним из главных направлений работы с ребенком раннего возраста является развитие его эмоционального контакта со взрослым и собственных активных движений. Велика роль телесного контакта ребенка с матерью. Именно такой контакт создает у ребенка чувство уверенности и защищенности.

 

Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста

•         Каждый раз, беря малыша- на руки, купая и пеленая его, нежно и ласково разговаривайте с ним.

•         Говорите то, что ребенок уже понимает, но сам еще не может сказать.

•         Побуждайте малыша подражать Вам при произнесении звуков и первых лепетных слов.

•         Указывайте жестами на объекты, о которых Вы говорите ребенку.

•         Называйте имена людей и названия объектов к которым ребенок проявляет интерес.

•         Говорите простыми фазами, доступными для восприятия и понимания ребенка.

•         Подчеркнуто произносите ключевые слова, обращая внимание на новые слова и связывайте- их с тем, что происходит в данный момент.

•         Побуждайте малыша прислушиваться к различным звукам, когда он спокоен и бодрствует.

 

Рекомендации по общению с ребенком раннего возраста в игре

•         Играйте со своим ребенком: привлекайте его к себе, обнимайте, поглаживайте его, целуйте!

•         Отведите на совместные игры те часы, когда Вы и Ваш ребенок обычно находитесь в самом лучшем расположении духа.

•         Разговаривайте с ребенком эмоционально и выразительно, широко используя при этом жесты, мимику, пантомимику.

•         Не разрешайте детям только-то, что действительно требует запрета.

•         Говорите «нельзя» с встревоженной интонацией и   мимикой лица выражайте запрет.

 

Рекомендации по выбору оборудования к играм

Для игр используйте яркие, издающие звуки предметы.

·        Кроме игрушек, ребенку интересны простые предметы, находящиеся в каждом доме: банки, крышки, кастрюли, ложки, коробочки, бумага и т. д.

·        Используйте так же простые предметы обихода: мотки ниток, разноцветные большие катушки, ленты, лоскуты ткани, пакеты, платки, шарфики.

·        Развивая зрительное восприятие ребенка, не забывайте, что важно развивать и другие "ощущения. Поэтому используйте игрушки, издающие звуки, побуждайте ребенка ощупывать предметы, разные по текстуре (мягкие, жесткие, гладкие, колючие и т.д.).

·        Обеспечьте малыша различными предметами, которые можно выбрасывать, ронять, перекладывать, доставать и высыпать.

·        Предметы для игр должны быть безопасны для ребенка: небьющиеся, без острых углов и режущих краев.

·        Не позволяйте ребенку играть с мелкими предметами в Ваше отсутствие.

 

Игры на внимание.

«Заметить все»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют

Развивать внимание, логическое мышление.

Используемый материал: форма для заполнения, желательно на отдельном листе, геометрические фигуры

Задание:

·         До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.

·         Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.

·         Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

·         Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые форме.

·         Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

·         Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 900)

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по цвету.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах

 

Упражнения на развитие внимания у ребенка

1. Срисовывание картинки по точкам.

Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом такой же рисунок нарисовать.

Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

2. "Нарисуй узор" - графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.

Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

3. "Зашифрованные цвета".

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

4. Разные задачи типа:

1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.

2.  Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.

5. Упражнение на распределение внимания.

В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой.

 

Если у вас гиперактивный ребёнок

Практические рекомендации родителям

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.          Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

—проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

—контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

—не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

—стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

—избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

—реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

—повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

—не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

—выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

—для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.       Изменение психологического микроклимата в семье:

—уделяйте ребенку достаточно внимания;

—проводите досуг всей семьей;

—не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.       Организация режима дня и места для занятий:

—установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

—чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

—снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

—оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

—избегайте по возможности больших скоплений людей;

—помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

—организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.      Специальная поведенческая программа:

—придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

—не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

—чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

—составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

—воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

—не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

—постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

—не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

—не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

—помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

—не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

—объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

—прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

—чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

—холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

—внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

—если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

—если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

—если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.

—если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

 

У вас медлительный ребёнок?

Особенности медлительных детей - не только 1) медленный темп деятельности, 2) трудность переключения, но и 3) быструю утомляемость, 4) резкое снижение работоспособности. Все это не может не отразиться на состоянии ребенка при адаптации в школе. Его отставание словно запрограммировано, если учитель не захочет видеть его медлительность или просто не будет считаться с ней.

"Пройдет ли медлительность?" – медлительность — свойство нервной системы, и нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет несколько ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Эта особенность сохраняется и у взрослого. Но не следует считать это "плохим" качеством. Работа в оптимальном темпе у такого человека может быть и высокого качества, и высокоэффективной

Но это не значит, что медлительные дети обречены всегда отставать. Во-первых, идет возрастная компенсация, во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку социальную адаптацию специальной тактикой и тренировкой, и тогда примерно к четвертому классу ребенок "выровняется и не будет сильно выделяться среди сверстников.

 

Главное, на начальном этапе обучения не "убыстрять" работу, а создать все условия, чтобы она соответствовала индивидуальному темпу. Цейтнот неизбежно приводит к потере качества, а постоянные неудачи рождают неверие в свои силы. Вот этого нужно стараться избегать.

Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий.

1) Помнить, что медлительность – свойство нервных процессов ребенка и он «копается» не назло кому-то, просто иначе он не может. Нужно постепенно, без спешки и нервов учить ребенка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук (пусть медленно, но тренируется, работая с мозаикой и конструктором, лепит, рисует, вяжет, плетет макраме и т.п.).

Основные правила работы с медлительными детьми:

не спешить, не торопить, не подгонять ребенка;

не работать "на время".

Любая спешка, а тем более заранее подчеркиваемое ограничение времени могут затормозить действия, замедлить работу и, кроме того, создадут отрицательный эмоциональный фон боязни "не успеть".

2) Не требовать от детей немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

3) В момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое.

4) Не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал.

5) Избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.

6)Не спрашивать в начале урока, поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене).

Учителям лучше спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не демонстрировать его ошибки всему классу, не акцентировать

7) Почему-то считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то все делать "на скорость". Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо.

8) Особое внимание обратите на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому очень полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно од­новременно тренировать темп и скорость движений.

9) В редких случаях дети будут знать, что нужно сделать дома. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, в классе шумно, а медлительный ребенок не только устал и не слышит учителя, но может продолжать выполнять задание, которое все давно закончили. Поэтому он может совершенно искренне сказать, что на дом ничего не задали. Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга своего ребенка, обязательно расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!). На крайний случай договоритесь с учителем, чтобы он передавал вам записку с заданием, по возможности незаметно, иначе ребенок будет чувствовать себя униженным, ущербным.

10) Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Предложением "Делай сам!" вы даете толчок страху сделать неправильно. Сначала разберите все, убедитесь, что задание понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.

11) При выполнении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляет, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 15—20 минут. И не забывайте, что паузы после 15—20-минутной работы обязательны.

12) Помогите выполнить побочные задания, сами подпишите тетради. Обычно такой ребенок имеет плохой почерк и может сделать ошибки даже в своей фамилии. Поэтому надо оберегать его от лишнего выговора со стороны учителя или насмешек товарищей.

13)Работайте только на "положительном подкреплении": при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.

Никогда нельзя наказывать ребенка, запрещая ему смотреть телевизор, гулять, заниматься любимым делом.

14) Любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т.д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. – Веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка.

15) Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение. Вознаграждать ребенка не по результатам работы, которые могут не быть хорошими. Взрослые всегда должны оценивать труд и усилия, которые прилагает ребенок. Если этого не делать, то он будет приступать к работе с мыслью: "Нет смысла напрягаться, так как я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!" Полученное вовремя вознаграждение приносит ребенку много радости и показывает, что его труд и работа не были напрасны.

16) Медлительным детям с трудностями обучения необходим размеренный и четкий режим дня. Надо принять во внимание, что эти дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня совсем не просто.

17) Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником, ведь быстрый темп дается медлительным детям высокой ценой.

 

Если у вас возникли вопросы, вы можете получить консультацию у наших специалистов.

 

Памятка

Что такое фонематический слух и как его развивать

 










 

 




 

 Памятка - для родителей будущих школьников

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Уважаемые родители! Совсем скоро Ваш ребёнок переступит школьный порог. Предстоящее событие вызывает разные эмоции, как у Вас так и у Вашего чада. Конечно же, для каждого родителя его малыш самый любимый, умный талантливый. Но не стоит забывать, что обучение в школе для ребенка является новым видом деятельности. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов (например, звук – буква), умение производить обобщения и делать выводы (сначала простые, а затем сложные). Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются в числе неуспевающих.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают логопедическую помощь в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над расширением словарного запаса и совершенствованием грамматического строя речи.

И, как итог, формирование связной речи, необходимой для полноценной учебной деятельности. Все это делается для предупреждения различных нарушений чтения и письма (явление очень распространенного у школьников), обусловленных как раз той самой несформированностью языковых обобщений, о которых говорилось выше.

Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

Речевая готовность к школе:

1. Иметь хорошее звукопроизношение. К 6-7 годам ребёнок должен уметь правильно произносить все звуки родного языка.

2. Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук «с» в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).

3. Определять место звука в простых словах («м» – в словах мак, дом, Рома).

3. Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).

4. Подобрать к обобщающему слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).

5. Образовывать слова с уменьшительно -ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).

6. Образовывать от существительных различные прилагательные:

 

(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).

7. Пересказывать сказки, рассказы.

8. Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.

9. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

10. Знать названия времен года и дней недели.

11. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

12. Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).

Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка дошкольного возраста самостоятельно. Если обобщить все, что мы знаем о подготовке малышей к школьному обучению, то, в основном, можно объединить их в следующие группы:

  1. Дети, чьи родители считают, что специально готовить ребенка не надо, придет время – всему научит школа, или же занимаются ребенком постольку – поскольку.
  2. Вторая – полная противоположность первой. Родители этих детей уже с 2-3 лет начинают возить ребенка по различным дошкольным гимназиям, кружкам и студиям.

 

  1. В третью категорию входят дети, которых отдают в различные группы подготовки с 5 -6 лет, когда до школы осталось не так уж много времени.
  2. И, наконец, дети, получившие подготовку в дошкольном учреждении, - она может дать любой результат: от прекрасного до нулевого.

Несколько советов для родителей:

  1. Играйте дома с детьми в различные речевые игры.
  2. Убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук.
  3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы он назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
  4. Придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: можно попросить найти на полке продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
  5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Если Вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

 

Памятка подготовлена

учителем-дефектологом

ГУО «Средняя школа №43» г. Гомеля

 









          


                                                                        
 

Создание сайтов в Гомеле.